В истории этого театра было семь постановок оперы Н. А. Римского-Корсакова. На одну из предыдущих «итераций» выпало знаменательное событие: профессиональный дебют Сергея Лемешева. Легендарный тенор исполнил партию Берендея; случилось это 10 октября 1926 года. Сохранит ли история дату премьеры новой версии, покажет время. На всякий случай: 20 июня 2025 года.
Премьеру готовит Антон Морозов, выпускник СпбГАТИ (мастерская Андрея Могучего). Вскоре после выпуска он возглавил Саровский драматический театр, а затем взял курс на музыкальный репертуар. Год назад, в июне 2024-го, он дебютировал в балете спектаклем «Пиковая дама. Балет» на музыку Юрия Красавина. Хореографом той постановки был Максим Петров – худрук балетного направления «Урал Опера Балета»; сотрудничество продолжилось на сцене театра, однако на сей раз речь идёт об опере. Это снова дебют – Морозов доселе оперной режиссурой не занимался. В театре отмечают: привлекать режиссёров драматического (и даже постдраматического) театра к постановке русской оперной классики – часть стратегии. В конце концов, именно здесь дебютировали в опере Дмитрий Волкострелов («Евгений Онегин») и Борис Павлович («Черевички»).
Как рассказал сам Морозов в ходе встречи с журналистами, работа над «Снегурочкой» началась с сочинения мира. Первым явился образ огромного камня – мегалита (так в археологии называют сооружения из огромных глыб, вроде кавказских дольменов или Стоунхенджа). Режиссёр воспользовался изложением Паолы Волковой из книги «Мост через бездну», где высказывается предположение о том, что каменные постройки использовались и для священнодействий, и для наблюдения за светилами. Действие оперы разворачивается вокруг такого мегалита, где берендеи приносят бесплодные жертвы солнечному богу Яриле. Таким образом, сюжет обретает черты языческой мистерии.
В том же ключе трактуется и образ заглавной героини. «Существует расхожее мнение, – говорит режиссёр, – что Снегурочка – в первую очередь дочь Мороза, холодное создание. Так у Островского. В опере <…> другая оптика: Снегурочка — “мамина дочь”, дочь Весны. Для нас же дочь Весны и Мороза – априори полубожественное создание. Её рождение поменяет привычный ход вещей и в мире богов, и в мире берендеев. Нам важно, что в созданном нами мире боги – эталон для людей, поэтому Ярило и Весна-Красна решены как существа витальные. В Весне – жажда жизни. Если Морозу сложно отпустить дочь в мир людей, <…> то Весна делает это осознанно: ей важно, чтобы Снегурочка обрела жизненный опыт чувств…»
Доисторический мир людей и богов создаёт художник Катя Никитина. С Антоном Морозовым она работала не раз – и в Саровском драмтеатре («Женитьба Бальзаминова»), и в трёх его екатеринбургских постановках – «Циники» (театральная платформа «В Центре»), «Дети Солнца» и «Ермаковы лебеди» (Камерный театр Объединённого Музея писателей Урала). В опере она, как и режиссёр, дебютант. В её команду также вошли художник по свету Константин Бинкин и видеохудожник Игорь Домашкевич. Дирижёр-постановщик – Павел Клиничев, хормейстер – Алексей Петров, хореограф – Максим Петров.
Исполнители премьерной серии объявлены. В первые три дня Снегурочку будут петь Полина Кумылганова, Дарья Леус, и Ольга Семенищева; Весну – Надежда Бабинцева, Надежда Рыженкова и Елена Бирюзова; Мороза – Владислав Трошин, Михаил Коробейников и Олег Бударацкий; Берендея – Сергей Осовин и Фёдор Шинкевич; Купаву – Анна Перхурова, Виктория Шевченко и Ольга Стародубова; Леля – Наталья Буклага и Вера Позолотина (напомним, что эта партия написана для контральто или, как это будет в грядущем спектакле, меццо-сопрано). Полный состав исполнителей опубликован на официальном сайте театра.
Фото: соцсети театра «Урал Опера Балет»
Источник: journal.theater