Поспешим успокоить (а может, разочаровать) читателей, задумавшихся о сценичности знаменитого трактата Освальда Шпенглера. Под провокационным названием скрывается постановка пьесы Эжена Ионеско «Бред вдвоём». Премьера состоится сегодня, 26 июня.
Заключительную премьеру сезона готовит Фёдор Торстенсен. В афише этого театра уже есть несколько постановок Торстенсена, причём одна из них – спектакль-долгожитель «Или… или» – имеет прямое отношение к новой работе. Это трагикомедия, основанная на мемуарах Ольги Ваксель – поэтессы, манекенщицы и просто богемной красавицы 1920-х. Разыгрывается история силами актёрского дуэта Милены Цховребовой и Дмитрия Филиппова (где первая исполняет роль главной героини, а второй играет всех мужчин, так или иначе повлиявших на её жизнь, – от Ленина до Мандельштама).
Тот же дуэт занят и в «Закате Европы». Схожи и «предлагаемые обстоятельства». Действие спектакля «Или… или» разворачивается в революционной России; теперь речь пойдёт о Европе накануне катастрофы Второй мировой – отсюда и возникла ассоциация со знаменитым эссе Шпенглера. «Для себя мы поняли, – рассказывает режиссёр, – что “Бред вдвоём” повествует о том, как простые люди, европейские обыватели ̶ у нас они практически бродяжки ̶ пытаются выжить в этом страшном горниле европейской войны. <…> Эта история про то, как маленькие люди существуют в эпоху, которая приведёт Европу к фашизму. Мы стремимся к передаче тонкого ощущения того времени. Наши “бродяжки” оказались в замкнутом пространстве, в котором они выясняют свои сложные, но, с другой стороны, очень простые межличностные отношения, а параллельно за стеной, за окном, начинается огромная европейская война, которая сулит крах и закат Европы».
Художественным оформлением спектакля занимается Екатерина Панёва. Она тоже делает ставку на историзм: в числе ориентиров называются фотографии беженцев и романы Ремарка. В официальном пресс-релизе даётся подробная характеристика сценических костюмов: «Важно то, что это не чистые, заглаженные театральные костюмы, а те, что учитывают сложную эпоху. Но при этом они фактурятся с тем, что наши герои прошли огромное количество километров, сбежав из Рима и дойдя до севера Франции. Они в пыли, помяты, ботинки стоптаны. За этими костюмами стоит эпоха и судьба».
Тема наступления фашизма будет проводиться постепенно – в частности, через музыку. Музыкальным лейтмотивом станет мелодия, которую авторы спектакля сравнивают с музыкой к фильмам Чаплина; затем в саундтрек вторгнутся итальянские военные марши и отрывки из выступлений Муссолини. Оригинальной музыки к спектаклю не пишется; звукоряд собирают из «эстрадной музыки 20-30 годов XX века».
Фото: соцсети театра «Человек»
Источник: journal.theater