Текущий оперный сезон в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко проходит под знаком раритетов: в марте тут выпустили оперу «Андре Шенье» Умберто Джордано, которая до этого в России шла разве что в концертном исполнении. Со свежайшей премьерой – оперой Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» – история та же. Увидеть и услышать трагическую историю из жизни английского королевского двора можно будет уже завтра, 25 июня.
Эта вещь – переломная в карьере Доницетти. Сочинил он её в 1830 году по заказу театра Каркано, который в те годы решил составить конкуренцию Ла Скала и стремился собрать под своим крылом оперный dream team (одновременно с Доницетти заказ получил Винченцо Беллини – в результате была написана «Сомнамбула»). Либреттист Феличе Романи взял за основу две пьесы об Анне Болейн и Генрихе VIII – и тем не менее, сильно затянул со сроками сдачи текста. На работу композитора в итоге остался всего месяц; впрочем, для Доницетти такие сроки были в порядке вещей. «Анна Болейн» стала его триумфом: этой вещью он доказал, что способен на большее, чем сочинение комических опер, а отголоски её можно расслышать и в самых знаменитых произведениях композитора (например, в сцене безумия Лючии в «Лючии де Ламмермур» – в «Анне» есть аналогичная сцена, и тоже весьма эффектная).
Тем не менее, «Анна Болейн» (1830) – не частая гостья не только в нашей стране, но и на мировых подмостках, поскольку требует повышенного артистизма и виртуозного владения стилем бельканто. Эту оперу ставят под примадонну – сам Доницетти писал её под Джудитту Пасту, в последующие времена партию интерпретировали Мария Каллас, Рената Скотто, Монсеррат Кабалье, Джоан Сазерленд и Анна Нетребко. В МАМТе Марию репетируют двое: Хибла Герзмава и Наталья Петражицкая. Герзмаве эта партия уже знакома: в 2017 году она дебютировала с ней в «Ла Скала». «Моя героиня – женщина, способная не только любить и страдать, но и противостоять жестокому миру, сохраняя достоинство и веру в себя до последнего вздоха, – говорит Хибла Герзмава. – Моя Анна – величественная и преданная королева и хрупкая женщина, верящая в любовь, не сломленная духом даже перед лицом смерти».
Постановкой занимается дебютант – Сергей Новиков. Он взял курс на академизм: никаких экспериментов с хронотопом, действие будет разворачиваться в эпохе, предписанной либретто. Образ Англии времён Тюдоров создадут художник Иван Складчиков, художник по свету Дамир Исмагилов и видеохудожник Дмитрий Иванченко (как и в случае с «Андре Шенье», постановка осуществляется при содействии Государственного Эрмитажа). Хореографию разработали Андрей Альшаков и Юлия Горелова. Музыкальным руководителем постановки стал главный дирижёр МАМТа Феликс Коробов.
Состав премьерной серии следующий. Генриха VIII будут петь Габриел Де-Рель и солист Мариинского театра Максим Даминов, придворную даму Джейн Сеймур (знаменитая партия меццо-сопрано) – Лариса Андреева и Ирина Ващенко, лорда Рошфора – Антон Зараев, Евгений Качуровский и Станислав Ли, лорда Перси – Чингис Аюшеев, Давид Саникидзе и солист Мариинского театра Борис Степанов, сэра Харвея – Валерий Микицкий, Даниил Малых и Михаил Басенко, музыканта Сметона (партия написана для контральто) – Полина Шароварова, Маргарита Глазунова и приглашённый контр-тенор Вадим Волков.
Фото: соцсети МАМТа
Источник: journal.theater