Так официально обозначен жанр спектакля «А если завтра нет?» Обещанная в заголовке «встреча» состоится уже сегодня, 16 июня. Тональность постановки далека от легкомысленной. Это невесёлая терапевтическая история, адресатов которой создатели определяют так: «для тех, кто растерял слова, но ещё не утратил надежду услышать другого и быть услышанным».
Главные действующие лица – 16-летний Антон, доведённый до последнего предела отчаяния, и дворник, останавливающий его от рокового шага. Последнее, впрочем, лишь завязка истории; всё самое важное случается позже, когда диалог перерастает в товарищество двух одиноких людей, довольно схожим образом смотрящих на жизнь. Третий важный персонаж – парализованный дед Антона, уход за которым падает на плечи подростка.
Пьеса «А если завтра нет?» написана белорусским драматургом Дмитрием Богославским ещё в 2011 году. Сценическая жизнь её вполне сложилась: пьесу ставили и в рамках режиссёрских лабораторий, и на независимых площадках, и в государственных театрах (в числе последних обращений – постановка Александра Серенко в Калининградском драмтеатре).
Новую версию создаёт «Театральный проект 27» – независимый коллектив, прицельно работающий с подростковой аудиторией. Ставит спектакль Анна Потебня – актриса, телеведущая и свежая выпускница режиссёрского факультета ГИТИСа. Репертуарных режиссёрских работ в её портфолио пока немного – главным достижением стоит признать спектакль «Дело надо делать», поставленный в казанской Творческой лаборатории «Угол».
«Помню, как в 12 лет я впервые ощутила всеобъемлющую пустоту, отсутствие смысла,– рассказывает режиссёр. – Было страшно. Взрослые могут смотреть на это скептически: у подростков ведь нет ответственности, они не знают настоящих трудностей. Но переживаемые в переходном возрасте психофизические процессы очень болезненны. Ступор, непонимание происходящего: “Неужели другие не чувствуют бессмысленности и пустоты? Как выдерживают? Может, со мной что-то не так, и это я неправильный?” С внутренней болью справляются не все, некоторые видят решение проблем в самовольном уходе из жизни. Важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, которые объяснят, что с тобой происходит, помогут найти смысл и понять, что жить – сложное, но важное и увлекательное дело. И, когда берёшь на себя ответственность за то, чтобы радоваться и любить, эти состояния обязательно обретаются».
Визуальный мир спектакля создаёт Анастасия Савина, учившаяся в ГИТИСе одновременно с режиссёром (мастерская Николая Симонова). В разработке решения она шла от текста, в котором стёртость реалий соседствует с безусловной узнаваемостью. Герои спектакля – одинокие люди в глубокой депрессии, поэтому в качестве цветовой гаммы выбран монохром с вкраплениями синего, а персонажи разведены по трём «модулям». Точка сборки – окно, через которое каждый из несчастных наблюдает окружающую действительность. Художником по свету стала Арина Пшеничная; она же взяла на себя функции звукорежиссёра. Задействован в постановке и главный звуковик «Проекта», Роберт Мурадов – на этот раз он написал целый саундтрек.
Молодого героя сыграет Арсений Тульков, дворника Василия – Илья Старосельский, деда – Владимир Абрамов.
Фото: соцсети «Театрального проекта 27»
Источник: journal.theater