На сегодняшний день режиссёр Антон Фёдоров достиг уже очень многого – и тем не менее, на театре находятся вещи, которые он делает впервые. Осенью он дебютирует в опере – а уже завтра, 27 июня, представит публике свою первую петербургскую постановку.
Кроме того, это его первая прямая работа с советской драматургией эпохи так называемого застоя (оставим в стороне либретто к мюзиклу «Бременские музыканты», превращённое режиссёром в спектакль «Е-ЕЕ-ЕЕ!» в театре «Старый дом»). Из пьесы Александра Вампилова получаются очень разные спектакли (вплоть до сугубо танцевальных). Создатели новой версии из своей трактовки секрета не делают: эта «Утиная охота» идёт в пространстве воспоминаний. Вопрос лишь в том, личная эта память или коллективная – и где проходит граница между первым и вторым.
«Репетируя спектакль, мы все вместе интуитивно, не сговариваясь, стали вспоминать своих родителей и своё детство, каждый – что-то своё, – рассказывает Антон Фёдоров. – Помимо чего-то личного мы вспоминали пьесу “Утиная охота” и её постановки, вспоминали фильм – это важная часть спектакля, потому что мы никуда от этого не денемся. И Зилов в нашем пространстве собирательный, он состоит из осколков, такой немножко Франкенштейн. Он вспоминает свою жизнь – и предыдущих Зиловых, и это тоже важно». Многочисленные свидетели предпремьерных показов отмечают, что в действительности «цитатный слой» выходит и за пределы вампиловской мультивселенной.
Собирательного Зилова сыграет Григорий Чабан (зрителям стоит держать это имя в уме – в спектакле оно используется). Также в постановке заняты Рустам Насыров, Алексей Винников, Валерий Дегтярь, Карина Разумовская, Павел Юринов, Юлия Марченко, Александра Юдина, Виктор Бавин и Варвара Павлова. Их персонажи отличаются от тех, что прописаны драматургом (некоторые «пошли на повышение», некоторые и вовсе придуманы заново). Кроме того, присутствует целый хор Соседей из 20 человек.
Антон Фёдоров, как всегда, взял на себя не только режиссуру, но и сценографию – последняя включает в себя квартиру, переходящую в лес, и действующий лифт. Визуальный мир спектакля помогают создавать художник по костюмам Мария Шеко, художник по свету Игорь Фомин и видеохудожник Владислав Щетинин. Музыку к спектаклю пишет Григорий Калинин (отдельно отмечается, что помимо его творчества в звукоряде стоит ждать композицию Man of War группы Radiohead).
Напоследок констатируем очевидное. Драматургия Александра Вампилова вообще и «Утиная охота» – в частности многими воспринимается как артефакт конкретной эпохи в истории нашей страны. Тем не менее, свежие трактовки (зачастую весьма неортодоксальные) «Охоты» возникают на сцене с завидной регулярностью. В последние два сезона свои версии представили Аскар Галимов в Театре им. Евг. Вахтангова, Анна Закусова в Театре на Таганке, Виктория Печерникова в Орловском театре для детей и молодёжи, Сергей Руденок в Приморском драматическом театре, Евгений Мордвин в Русском драматическом театре им. Н. А. Бестужева (Улан-Удэ), Александр Фонарёв в Магнитогорском драматическом театре – и это только начало списка.
Фото Иры Полярной
Источник: journal.theater